Идеальная школа


Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Krabuss ®

Создавать темы 27-Апр-2013 12:11

Как продолжение к теме про высшее образование.
Давным давно Андрей "готовься к войне" поднимал в своем ЖЖ тему идеальной школы (что добавить, что исключить)
Содержание поста под спойлером
скрытый текст
Вдогонку обсуждению неудовлетворительного качества школьного образования, подумалось тут:
Пора перестать schoolить и начинать перемены с себя и своих детей.
Давайте вместе создадим внешкольную программу-минимум для того, чтобы ребенок был максимально адекватно готов к своей дальнейшей успешной жизни.
(Лично мне она нужна для образования своих детей. Так что, даже если никто не присоединится, сделаю ее сам.)
Программа будет состоять из 2х блоков: Основное (школьное) образование и Дополнительное (жизненное).
Скомпилировав мысли Влада (http://fuckingbusiness.com/2008/01/1.html, http://fuckingbusiness.com/2008/01/2.html) и Фриц Моргена (http://fritzmorgen.livejournal.com/35851.html, и всего его жж в-целом) - вот что имеем на выходе.
Основной Блок:
Математика
Надо научить детей различать цифры (особенно на купюрах), складывать и вычитать в уме двухзначные суммы, элементарно оперировать с процентами, решать "крестиком" систему отношений и простейшие уравнения с 1 неизвестным, делить на 2, 3, 4, 5 и 10, умножать хоть как-то в пределах первой сотни, оперировать числами с плавающей запятой до сотенных долей... и пользоваться калькулятором. Сложение, вычитание, умножение, деление в столбик. Некоторое время посвятить устному счету. Простые и десятичные дроби.
Плюс: таблица умножения (в уме), работа с электронными таблицами. Умение решать нестандартные задачи. Смекалка. Умение решать задачи при явном недостатке информации. Комбинаторика и основы реляционной алгебры и теории вероятностей, упрощённой до бытового/человеческого уровня, чтобы не приходилось объяснять, почему вероятность встретить динозавра -- 0,5 и как осознанно пользоваться электронными таблицами народ понимал, и как в карты играть -- тоже.)
Русский язык
Надо научить быстро и коряво писать "как взрослые", выкинуть все ненужные правила, и ограничиться самосложившимся и общепринятым во всем мире "интернет языком". То есть, запятые ставятся по желанию там где хочется паузу... троеточия и тире - там где паузу хочется подольше :)
Орфографию же все равно люди запоминают не "по-понятиям" о суффиксах, приставках, окончаниях, и гребаных падежах - а запоминают слова и выражения целиком, читая и слушая других. Вместо падежей лучше научить смайликам и эффективному сокращению слов без потери смысла.
(Тут не совсем согласен, но пока оставим)
Плюс: интернетный "язык". Работа с Word и обьяснить, что в нем значит красное и зеленое подчеркивание.
Плюс (тем, кому интересно) - все базовые правила русского языка. Для того, чтобы на нем нормально читать.
Плюс: придумать, любую фишку, где людям надо будет много писать и чтобы ошибки исправлялись.)
Литература
Ну не интересен детям ни Толстой ни Пушкин. Ну выучили че за царь Дадон, разобрались че за Наташа Ростова, а че за поручик Ржевский... и хватит, для понимания анекдотов.
Пусть дети читают что им интересно. Главно чтобы читали! Пусть блоги вон читают. Читать и так хрен кого заставишь, а слова разные запоминать как-то нужно. Короче че бы дитя не читало, лишь бы читало, и лишь бы не Эдика Лимонова.
Плюс: "Стандартную" школьную программу выдавал бы обзорно (лекций за 10, не больше).
Плюс: Война и Мир нафиг не нужна, возможно, факультативно интересующимся. А вот Пушкина если грамотно раскидать по программе, то будет круто. Скажем, Капитанскую Дочку читать в 16, там героям столько же... Т.е. тематику подбирать под актуальные для ребёнка проблемы. Параллельно с другими предметами для их "одухотворения" и вызова дополнительного акцентированного интереса. Заодно научит правильно фокусироваться и искать информацию в разных источниках по вопросу. Как по внешним делам, так и по внутренним.
Химия
Вычеркиваем как ненужный в школе предмет. Так... разве что, можно за час рассказать, что мол есть химия и можно смешивать разные цветные колбочки, показать фейс Менделеева и фотку его таблицы. Хватит.
Это настолько же "узкоспециализированый" и не нужный большинству по жизни предмет, как и программирование роботов-собак Sony Aibo.
Плюс: добавил бы факультативно предмет "Домашняя химия" - чем стирать, чем снимать ржавчину и почему мыло отмывает.
Физика
Физика, сука, нужна. Только надо выкинуть зубрежку формул...все они есть в гугле. А все задачи сделать жизненными, с реальными объектами, а не с абстрактными "телами" и "силами".
Например: Вася - здоровый жирный конь. Если набрать полную ванну воды и поместить туда Васю, то через несколько часов прибегут соседи. Вопрос: ПОЧЕМУ?
Плюс: основные законы физики давал бы в обязательном порядке. Во вселенной все взаимосвязано.
(Физика нужна для мозгов и системного мышления, вплоть до всяких современных тонкостей, Хокинг и Гамов отлично справляются с их подачей)
География
Надо показать детям глобус, показать где находятся в данный момент они, а где "враги". Где вода, а где суша. Всякую хрень про тиктанические платформы убрать... все равно ассоциации будут с Ди Каприо на такие слова. Страны же попросить запомнить только основной десяток:
1. США - потому как, большая и зажравшаяся
2. Япония - ибо там делают прототипы нашей домашней техники
3. Китай - потому что мильярд рисоедов может затоптать в случае чего всех
4. Рашу - потому как самая большая и соответственно дурная
5. Францию - потому, что прикольно разговаривают... и еще там диснейленд
6. Германию - ибо там живут фрицы в касках, и делают мерины с бимерами
7. Африку - вообще как одну страну показать... там жарко, там живут зебры, жирафы, негры, львы и носороги, а еще там пустыня с верблюдами, гуляющими вокруг пирамид.
8. Латинскую америку - тоже в виде одной страны - там ходят в самбреро, говорят по-испански, пьют мохитос, едят фагитос, курят партагас, и снимают телесериалы про донов Педро и Хуана.
9. Арктику с Антарктикой не различать... и там и сям холодно.
10. Австралия - страна, где вода смывается не как у людей, а еще там живут кенгуру и страусы.
А если дети будут справляться и хорошо себя вести, можно им в виде бонуса, показать где находятся Нидерланды :))
Плюс: Географию соединить с путешествиями. Добавить фото и видео из интересных поездок. Плюс политика и политические конгломераты. Исскуствоведение.
История
Основной задачей уроков истории должно стать развитие в ребенке находить причины событий. И отличать причины от поводов. Умение разбираться в политической пропаганде.
Плюс: Связь истории и политики. Современное общество.
Плюс: Подаваться в виде storytelling'а и развивать навыки эрудиции И storytelling'а.
Плюс: Активная гражданская позиция. Объяснить как устроена система и какое место он в ней занимает.
Биология и Ботаника
Объединить в один предмет. Научить где пестик, где тычинка, и показать инфузорию-туфельку... больно уже слова прикольные. Пусть поржут.
Ну еще можно лекцию о динозаврах, показать модель скелета человека, и собрать пару гербариев.
Гербарии, сбор жучков, чуть постарше, лет в 10-11 -- работа с животными на фермах и в зоопарках. Нереально просветляет. Отдельный курс по грамотному питанию сюда же.
Плюс: дать оба предмета ускоренным курсом. Для общего развития.
Английский язык
Обязательно. И только английский. И в 10 раз больше уроков. Для дополнительной мотивации объяснить детям, что на курортах по-русски не разговаривают, и порносайтов на русском мало. Английский маст хев! Обязательно, с разных сторон. Литература, фильмы, погружение в общение.
Плюс: Сленг и его применение. Мат. Фильмы и караоке на английском. В идеале - практика.
Цель: два родных языка на уровне свободного устного и письменного общения.
Уроки музыки
Забыть о классике. Если кто-то крутой, когда-то сотни лет назад, канонизировал тех чуваков от которых его в то время пёрло и плющило, - это не значит что тема сия актуальна и в 21 веке.
Изучать надо качественные радиохиты разных жанров и душевные застольные песни под караоке. Вот что реально пригодится во взрослой жизни.
Плюс: Базовые навыки использования основных инструментов, гитара-фортепьяно-губная гармошка. Очень сильно пригодится.
Физ-ра
Командные игры: футбол, гандбол - для мальчиков. Классики, резиночка - для девочек... тем мальчикам, кто хочет повыпендриваться, альтернативно предложить b-boy дэнсинг, и скейтборд, а девочкам степаэробику и йогу-пилатес. Тех кто ни там ни сям не может... мучить не нужно, пусть идут спокойно в свою столовую... как говорят порнографы, люди всякие нужны, люди всякие важны.
Плюс: по секциям, как в высшей школе. Другое дело, что в детстве дать возможность ротации актинвой между ними. Игры в футбол у всех секций должны быть.) Уроки танцев тоже сделать обязательными, культура движения, возможно что-то на базе контактной импровизации.
Урок труда
Уж не знаю, что за лузер решил, что труд - значит заниматься низкоквалифицированной работой дворника, швеи-поварешки или токаря-фрезеровщика. Я предлагаю заменить на лекции по самоорганизации и тайм-менеджменту, практических игр по моделированию экономических ситуаций и развитию как силы воли, так и предпринимательской жилки.
Плюс: Бытовуха - сборка мебели. Умение починить кран. Что делать, если выбило пробки. Домашний ремонт. Дача. Основы садоводства.
Дополнительный Блок:
Уроки управления временем, собой и делами
Тайм-менеджмент, проджект-менеджмент и вообще организация своего времени. Мотивация и установка целей. Работа с расписанием и планирование. Действие после планирования. Самоорганизация. Личная эффективность. Лидерские качества, самостоятельность и ответственность за свои поступки. Развитие силы воли.
Плюс: Умение разобраться в себе. Инструменты для работы с собой. Всего в ребёнка не впихнёшь, он будет расти. Чтобы этот рост не остановился в 20 лет, и не задеревенел, важно уметь разобраться - в чём затык, и пойти на новый виток. Само-коучинг. Какие вопросы себе задавать? На что обращать внимание? Как я мотивирую себя, когда после этого иду и делаю? Как я мотивирую себя, когда после этого забиваю?
Плюс (в старших классах): Основы управления другими людьми. Аутсорсинг. Менеджмент.
Компьютерная культура.
Информатикой бы не назвал. Дестипальцевый метод слепой печати на русском и английском языках. Знание основных компьютерных узлов. Работа в Windows и Linux. Офисные приложения, такие как эксель - особенно в применении к математике.
Уроки умения постоять за себя
Мир не идеален, и с детства ребенок огребает [censored] и чмыряющих эпитетов в свой адрес. Надо уметь ответить и словцом, а если надо и дельцом. Этому надо учить и лучше профессионально, а не на улице. В более старших классах можно перейти к упражнениям в словесной риторике и юридической грамотности, для успеха в "разборках" по-взрослому.
Уроки денежной грамотности или Деньговедение
С возней с деньгами связано больше половины жизни любого человека, гораздо больше чем с тригонометрическими формулами. А обращаться с этими деньгами почему-то не учат. В итоге люди не умеют распорядится семейным бюджетом, спланировать возврат своих кредитов, поддерживать свой тыловой фонд, обеспечить диверсификацию финансовых поступлений и регулярность инвестирования денег если уж не в бизнес, то в себя.
Плюс: Основы экономики. Откуда берутся деньги, куда они проебываются и как с этим жить. Как правильно тратить деньги. Почему одалживать деньги нужно с большой осторожностью. Что делать, если деньги внезапно кончились. Как менять валюту без риска быть ограбленным.
Уроки творчества
Сочинение музыки, стихов, прозы, рисование, лепка, и тд. и тп.
Творчество - это то, что делает нас не биороботами, а гомосапиенсами. Писать стихи, строить причудливые замки, сочинять музыку и песни... да хоть вести блог. Очень полезно для развития мозгов вы не находите?
Плюс: Спрос на креатив растёт. Любые знания в ребёнке к времени его взросления уже будут мёртвыми. Информация быстро вращается. Важно уметь её порождать, креативить способы её использования, и т.д. и т.п. Всё, что ты мог бы включить в понятие креатив. Состоит это умение на самом деле из простых вещей - широта и чистота каналов восприятия, набитая рука в написании стихов, сочинений, статей, творческие игры - города, "нет ничего лучше/хуже чем", СОН, "а что если".
Плюс: Актерское мастерство - умение владеть телом, эмоциями, действовать в необычных и быстро меняющихся обстоятельствах, ситуациях стресса, словарный запас, запас оборотов речи, умение "толкать речь" и "трогать сердца и души", мотивировать, обаяние, харизма, актёрские курсы - всегда лучший способ социализации и хороший способ снятия мотивационных диссонансов, сброса стресса.
Уроки обращения с техникой
Сейчас весь современный быт напичкан различными электронными устройствами. И если человек не умеет пользоваться сканером, телефоном и даже пультом управления от собственного телевизора, разве можно его назвать готовым к жизни после школы? Нет.
Элементарные навыки освоения инструкций и где, что и зачем у современной техники нужны. Разумеется учить надо на реальной бытовой и офисной технике... благо ее не так уж и много, и с каждым годом она становится все более интуитивно понятной.
В старших классах развиваем предмет до компьютерной грамотности.
Уроки поиска и анализа информации
В современном мире информации столько, что не умея находить качественные источники и умения отделять зерна от плевел, человек имеет шанс стать чьей то марионеткой или разведенным "как кролик" лохом. Навык находить золото среди кучи дерьма - спасет людей от многих предрассудков и ошибок.
Плюс: умение работать с поисковыми системами. Аналитика. Умение разобраться в предпосылках, из которых исходит ситуация, пресубпозициях, интересах сторон, если это предмет, то критериев, по которым оценивать, на что обращать внимание. И на этой основе - СПОСОБНОСТЬ ГЕНЕРИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ, учитывая интересы сторон. Это послужит основой к УМЕНИЮ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ.
Уроки туризма и познавания
Походы, выезды за пределы города, посещение интересных мест, включая даже музеи. Короче всё для расширения ширины угла ребенка. Если ребенок проведет всю жизнь на улице Коммунистической, то он и представить себе не сможет, что мир гораздо шире и можно по нему передвигаться и познавать новое. Сколько людей живет в таких "бочках" с одним лишь телеком... ужос!
Уроки общения
Общение. Риторика. Сарказм. Манипуляции. Анти-манипулирование. Умение спорить и как побеждать в спорах отдельно. Сюда же присовокупить как тактично опустить собеседника.
Плюс: Публичные выступления (ораторское искусство).
Дизайн и стиль
Личная гигиена. Одежда. Интерьеры.
Прикладная психология
Почему человек делает то, что он делает. Как с кем общаться, как понять/почувствовать эмоции человека, как мотивировать.
Плюс: Основы соционики. НЛП. Гипноз (факультативно).
Для старших классов:
Бюрократология и основы бумажной жизни
Знание законов, касающихся жизни каждого. Права и обязанности гражданина. Знания о том, что вообще предстоит в жизни. Как поступить на работу, как уволиться с работы. ВУЗ, зачем он нужен. Что такое пенсия. Как оформлять документы. Как получать справки. Работа со взятками. Психология чиновника. Как правильно занимать очереди и стоять в них. Телефонные переговоры.
Плюс: Основы юриспруденции. Кто что может и почему (Например, судья может то-то. Менты могут то-то, а прокурор реально ничего не может.)
Уроки вождения автомобиля
Это вообще без комментов. Всем надо ездить, почему этому не учат сразу - загадка. Как итог имеем кучу нарушителей и просто долбоебов на дорогах. Если начать с детства на маленьких электромашинках, то есть шанс, что даже белокурая Таня Дебильяненко научится грамотно парковать автомобиль между двумя другими.
Плюс: Правила для пешеходов, причем одновременно с автомобилистическими.
Взаимоотношения полов
Что делать с девушкой после прогулки в парке. Когда нужно, а когда не нужно дарить цветы и подарки. Чего девушки ждут от мужчины, и чего на самом деле стоит от них ждать. Когда можно, а когда нельзя включать дурочку.
Сперва научить как завязывать разговор, как вызвать интерес к себе, как проявить свои лучшие качества при знакомстве, как определить личность партнера. Короче элементарные навыки если уж не "пикапа" то знакомства. Потом в классах постарше, ознакомить с искусством любви. Научить парней доставлять удовольствие девушкам, а девушек правильно сосать член. В теории разумеется... без "лабораторных работ" :)
Сколько проблем люди испытывают из-за этих неумений, сколько создается левых семей, сколько хороших семей разбегаются. А сколько грозных стереотипов - Ужос!
Офисная жизнь
Как устроиться на работу. Как уволиться с работы. Как правильно посылать сослуживцев, которые пытаются загрузить тебя своей работой. Как общаться с начальниками и подчинёнными.
Уроки медицины и первой помощи
Что и как пить, чтобы не было мучительно стыдно на следующее утро. Как лечить похмелье. Когда нужно, а когда не нужно обращаться к врачу. Какие на самом деле последствия у курения, употребления спиртных напитков и приёма наркотиков.
На уровень медсестер(братьев) можно запросто выучить в школе. 90% необходимостей визитов к врачу отпадут. Как и отпадет тяга ко всяким биодобавкам, гомеопатии и прочим "псевдо" лекарствам. А возможно и будут успеты спасены многие жизни.
Общество
Чем чревата излишняя правдивость и излишнее занудство. Танцы. Одежда -- что с чем носится.
Плюс: Структуры (иерархии) общества. Т.е. кто наверху, а кто внизу, и почему так бывает.
Уроки продаж
Продажи, переговоры. Умение убеждать. Почему люди покупают. Основы работающего маркетинга. Написание продающих текстов.
Основы бизнеса
Развитие предпринимательских способностей. Системы построения бизнеса. Прибыльность. Финансы. Управление. Найм.
Основы выживания.
Первая помощь. Что делать в случае землетрясения / войны / массовых беспорядков / прочего говна. Туризм, выживание в дикой природе.
Вопрос:
Что можно добавить? Что изменить? Какие предметы пропустил?
Отписывайтесь в комменты и пиарьте этот пост у себя - давайте уже сделаем нормальную программу для наших детей!
P.S.
Мысли по каждому предмету пока не мои - сборная солянка, до конца непричесанная, к тому же...
Но с каждой итерацией, мы ее сделаем лучше :)
На мой взгляд: есть интересные моменты, но некоторые пункты вызвали недоумение.
Так вот: а вы как модифицировали бы школьную программу?
Что исключили бы, а главное что (из материалов с leveup.org?) добавили?
 

Mike77

Создавать темы 22-Июн-2013 18:01 (спустя 1 месяц 25 дней)

Напомнило эту статью: http://yurkovskaya.ru/index.php/vospitanie/alternativa
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему